Онлайн Банкир
Сервис подбора финансовых продуктов
Лого OnlineBankir.ru

Процедура возврата денежных средств с помощью чарджбека

Всем привет! Сегодня поговорим о том, как вернуть деньги чарджбеком, если брокер оказался мошенником или оплаченная услуга или товар оказались некачественными.

Как это работает?

Chargeback в переводе с английского означает «возврат денег». По сути, это отмена перевода на банковскую карту, основанная на правилах международных платежных систем.

Процедура осуществляется при участии двух сторон:

  1. Держатель карты и его банк-эмитент (выпустивший карту).
  2. Ответчик (которым может быть продавец дефектного товара, компания, не выполнившая услугу, и т.д.) и банк-эквайер, представляющий ответчика.

Держатель карты подает в банк запрос на возврат платежа. В нем указывается дата перевода средств, номер транзакции и перечень документов, подтверждающих обоснованность запроса.

Если заявление составлено правильно, доказательства приложены и оно действительно, банк отправляет заявление в международную платежную систему, которая, в свою очередь, отправляет требование банку-эквайеру.

Последний попросит ответчика прокомментировать дело, на основании чего МПС примет решение.

У респондента есть 30 дней, чтобы предоставить отзыв и доказать свою невиновность.

Если от продавца/компании не было получено обратной связи и доказательства его вины очевидны, МПС может удовлетворить заявителя без обратной связи.

После положительного решения сумма перевода списывается со счета ответчика и возвращается на карту отправителя.

Важно: Процесс возврата платежа доступен только для переводов по картам Visa, MasterCard и МИР.

На возврат распространяются определенные временные ограничения:

  • в случае карты Visa – не более 180 дней;
  • в случае с MasterCard – 120 дней.

Максимальный срок, в течение которого может быть инициирован возврат платежа, составляет 540 дней с момента совершения операции.

Политика возврата

Начнем с правил возврата платежей Visa и MasterCard.

Для Виза

Основные положения изложены на английском языке, что может существенно затруднить инициирование чарджбэка и контроль механизма возврата средств.

Банкиры могут воспользоваться этим, изменив некоторые правила МПС в свою пользу (например, сократив время подачи иска).

Минимальная сумма возврата составляет $25.

Стоит помнить, что если товар или услуга отсутствуют, держатель карты обязан подать жалобу продавцу/компании до подачи заявления.

Для MasterCard

Руководство также составлено на английском языке. Некоторые параметры отличаются от правил предыдущей платежной системы.

Например, для MasterCard нет ограничений на минимальную сумму возврата.

Для МИР

Единственная платежная система с полностью русскоязычным форматом, позволяющим полностью ознакомиться с правилами разрешения споров.

Пошаговые инструкции для Chargeback

Давайте подробнее рассмотрим, как вернуть свои деньги с помощью возврата платежей.

Шаг 1: Сбор доказательств

На этом этапе необходимо найти код, который подходит к проблемной ситуации, и начать собирать доказательства. Это может быть:

  • чек, подтверждающий осуществление перевода;
  • выписки по счетам;
  • квитанции;
  • договор об оказании услуг;
  • скриншоты переписки с менеджером;
  • вы можете запросить у своего банка-ответчика выписку со счета, подтверждающую получение перевода;
  • скриншоты вашего личного кабинета, список предоставляемых услуг и т.д.

Вам следует попытаться разрешить спор самостоятельно непосредственно с другой стороной, прежде чем подавать заявление в банк.

Даже если вы не получите никакой обратной связи, у вас появятся дополнительные «активы» – копии писем, скриншоты электронной переписки, распечатки разговоров, подтверждения того, что бумажные письма были отправлены по адресу, указанному на официальном сайте компании, и пр.

Шаг 2 Подача заявки

Вместе с комплектом документов подайте в банк письменное заявление. Возможно, у учебного заведения есть специальный бланк чартербэка, но если нет, то он будет бесплатным.

В заявлении необходимо указать следующие данные:

  • реквизиты карточного счета;
  • номер транзакции и дата транзакции;
  • сумма, подлежащая возврату;
  • основания для возбуждения дела, суть проблемы;
  • список прилагаемых доказательств;
  • контактная информация заявителя.

Заявление можно подать лично, через адвоката или с помощью профессионального посредника-юриста или специалиста в профессиональной фирме.

Важно: Убедитесь, что ваше заявление было зарегистрировано и что вы получили свои личные данные, чтобы вы могли следить за всем процессом.

К предыдущему пункту следует относиться с осторожностью. Банки не заинтересованы в неоплачиваемой работе, потому что в случае возврата денег деньги будут возвращены заявителю, а не банку.

Это ненужная бюрократия для учреждения. Из-за этого приложение может просто «потеряться».

Еще одна сложность: не все банки лояльно относятся к процедуре Chargeback и не все сотрудники знают о ее существовании, поэтому в услуге могут отказать.

Шаг 3: Что делать, когда приходит отказ

После подачи заявления в банк вместе с документами ожидается ответ. Решение будет вынесено в письменном виде с объяснением причин и комментариями ответчика.

Если ваш запрос на возврат средств не будет удовлетворен, у вас будет 45 дней, чтобы запросить повторное рассмотрение возврата средств.

За это время вы можете собрать больше доказательств и более тщательно продумать содержание вашего запроса.

Прежде чем снова идти в банк, внимательно прочитайте объяснение в письме с отказом. Возможно, что аргументы ответчика были объективно более убедительными, чем ваши.

Например, если вы потеряли все свои деньги на Forex, лично купив определенные активы, брокер вам ничего не должен.

В любом случае, даже перед первым обращением в банк за чарджбэком, мы рекомендуем сначала проконсультироваться с компетентным юристом, который проанализирует детали ситуации и скажет, есть ли шанс вернуть деньги и стоит ли вообще «играть в эту игру».

В крайнем случае, вы можете обратиться в суд. Если платежная система решит отклонить возврат платежа, но вы абсолютно уверены в своей правоте, вы можете попробовать инициировать судебное разбирательство.

Что делать, если банк отказывает в заявке?

Как я уже говорил, такие случаи не редкость. Важно помнить, что принятие чарджбэка является обязанностью банка, а не его правом.

Банк работает с МПС и принимает его условия, а это значит, что нарушение правил грозит определенными санкциями.

Банк может отказать в регистрации заявления только в следующих случаях:

  1. Превышен минимальный срок подачи апелляции.
  2. Неправильно написанное заявление.
  3. Доказательная база недостаточна для возбуждения дела.

Если вышеуказанные условия соблюдены, а ваше заявление все равно отклонено, вам следует запросить у сотрудника письменное объяснение причин отклонения заявления.

Также можно отправить запрос заказным письмом с уведомлением, сделать официальный запрос на ответ и предоставить обратную связь.

После получения от банка официального отказа в регистрации заявления, его вместе с жалобой можно направить управляющему филиалом, в Центральный банк или оператору платежной системы.

В крайнем случае, вы можете подать иск о нарушении прав потребителя, требуя возмещения морального ущерба.

Резюме

Если вы были обмануты мошенниками и потеряли свои деньги, вы можете попытаться вернуть их через процедуру Chargeback. Чтобы иметь шанс, у вас должны быть действительно веские доказательства.

Лучше не упоминать фразу «мошенничество» в своем заявлении в банк, иначе вас отправят в полицию. Лучше написать «отсутствие предоставления услуг» или «неадекватное обслуживание».

Если в договоре с брокером есть пункт о риске потери денег, то даже суд может оказаться бессильным.

Если вы хотите инициировать возврат платежа самостоятельно, проконсультируйтесь с юристом. Он или она поможет вам оценить риски и шансы на успех.

Это на сегодня все.

Подпишитесь на обновления, оставьте комментарий, оцените качество статьи. Поделитесь информацией с друзьями в соцсетях.

До встречи!

Оценка материала
Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (Пока оценок нет)
Комментарии к статье: 0
Добавить комментарий
:grinning: :grining-smiling: :tears-of-joy: :smile-open-mouth: :tall-eyes-open-mouth: :cold-sweat: :scrunched-closed-eyes: :halo: :winking: :rosy-cheeks: :slightly-smiling: :tongue: :relieved: :heart-eyes: :sunglasses:
* Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на рассылку, обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.