ОнлайнБанкир
Лого OnlineBankir.ru

Как можно начать инвестировать в искусство и возможные подводные камни

Всем привет! Инвестиции в произведения искусства и их коллекционирование, преследующее цель последующей перепродажи, невозможны без определенных знаний и обладают определенной элитарностью.

В этой статье мы попытаемся объяснить основные законы и тенденции развития этой области, хотя не можем считать себя экспертами в этой сфере.

Не каждый коллекционер является инвестором

До относительно недавнего времени спрос на предметы искусства диктовали в основном коллекционеры, которые и устанавливали цены на аукционах.

Покупателей интересовали в первую очередь шедевры известных живописцев. Меньший интерес представляли скульпторы и ювелирные изделия.

Однако в 80-е годы прошлого века ситуация изменилась. Стали появляться галереи, специализирующиеся на инвестициях в искусство.

Интерес к этой сфере стал проявляться не только коллекционеров, но и у финансистов. Последние увидели огромный потенциал роста на этом развивающемся рынке.

Искусство – это не просто творчество, а самостоятельное инвестиционное течение, подчиняющееся своим законам, понятным лишь узкому кругу ценителей.

Кроме этого, появились так называемые маркетмейкеры искусства, чей бизнес заключается в создании и поддержке новых тенденций.

Первоначально процесс был хаотичным и непрофессиональным, на рынке образовался пузырь.

Он лопнул в 1991 году, многие участники покинули рынок, а те, кто остался, расплачивались за ошибки других.

Современные инвесторы в искусство далеки от романтизма, который побуждал коллекционеров тратить большие деньги на покупку редких картин.

Бесспорно, полотна классиков всегда в цене, но как их стоимость может вырасти через 20 лет?

Прошлые века уже выжали из спроса все, что могли. Поэтому картины размещены в музеях и частных коллекциях.

Сейчас галеристы грамотно продвигают новых, еще никому не известных художников.

Картина молодого художника, проданная за 1000 долларов, в скором времени может стоить в несколько десятков раз больше, что маловероятно в случае с шедевром мирового класса.

Наиболее ярким примером среди законодателей моды на инвестиционном рынке живописи является Ларри Гагосян.

В конце 1970-х годов он начал с перепродажи дешевых постеров, самостоятельно украшенных изящными рамками. Продукция пользовалась высоким и стабильным спросом.

Чуть позже Гагосян основал галерею Broxton в Лос-Анджелесе. В 1979 году, Ларри переехал в Нью-Йорк.

Этот момент считают началом современной истории инвестиционной живописи – особого вида искусства, которому нет равных.

Стиль и грубые ориентиры в нем формируют не сами художники, а заказчики.

При попадании начинающего художника в «инкубатор» сети галерей Gagosian, его судьба предрешена: всемирная слава обеспечена, а вместе с ней и бешеный спрос на новые картины. Не думайте, что инвесторы – искушенные эстеты.

Суть в том, что бренд Гагосяна в живописи можно сравнить с брендом Баффета на фондовом рынке.

Когда инвесторы покупают картину в галерее Gagosian (которая стоит недешево), они рассчитывают продать ее в ближайшем будущем во много раз дороже.

Как они этого добиваются – отдельный вопрос, но это не их забота. Профессионалы ответственны, они отрабатывают буквально каждый доллар.

Говоря о стоимости, не будем забывать, что произведениям искусства так же свойственны взлеты и падения спроса (а вместе с ним и цены).

Во время финансового кризиса приоритеты меняются, высокорисковые инструменты перестают быть интересными.

На первый план выходят традиционные ценности, такие как вложения в золото, серебро, драгоценные камни и шедевры искусства.

О закономерностях и прогнозах

Интересное исследование провел Артем Михлин. Смысл этого исследования заключался в определении корреляции между индексами искусства и фондовым рынком.

Михлин сосредоточился на популярном в России наборе индексов ARTIMX. Такие индексы рассчитываются на основе цен продажи произведений искусства на крупнейших мировых торгах.

Помимо интегрального индекса ARTIMX, существуют также индексы прибыльности и активности покупателей, которые показывают, соответственно, средний рост цен на предметы искусства с поправкой на инфляцию и отношение количества проданных лотов к общему числу выставленных на продажу произведений.

Существует сильная корреляция между интегральным индексом ARTIMX и индексом ММВБ, но первый отстает на 6-12 месяцев.

Михлин отметил, что аналогичную картину можно наблюдать на графике цен на элитную недвижимость.

Данные не показывают 2013—2016 годы, однако период 2008—2010 годов, когда кризис был еще более выраженным, не менее поучителен.

В долгосрочной перспективе цены на предметы коллекционного искусства растут медленнее, чем фондовый рынок.

С другой стороны, риск потери активов меньше, если сравнивать его с рисками фондового рынка.

Согласно данным JP Morgan Securities Services, существует обратная корреляция между ценами на предметы искусства и ценами на недвижимость.

Оказалось, что рынки искусства в России и США функционируют по-разному: если в России взлеты и падения аукционных продаж относительно близки к взлетам и падениям фондового рынка и рынка недвижимости (с учетом 6-12-месячного лага), то в США все наоборот.

Наиболее вероятная причина этих различий заключается в том, что в США существует многочисленный и очень богатый по российским меркам средний класс, который не испытывает серьезной нужды во время экономического спада, а лишь меняет свои приоритеты.

Данные Deloitte Luxembourg & ArtTactic Art & Finance за 2016 год показывают, что 73% управляющих активами заявили, что их клиенты хотели бы включить предметы искусства в свои декларации о доходах, чтобы иметь более полный учет своего богатства.

В 2014 году об этом сообщили 58% руководителей. Сегодняшние портфельные инвестиционные стратегии предполагают, что доля активов в сфере искусства составляет 5-7% от общего объема активов.

Кроме того, в упомянутом выше отчете говорится, что в 2016 году 72% коллекционеров признались, что их вложения в искусство – это не просто хобби, но и инвестиции.

По данным Knight Frank, за последние 10 лет доходность инвестиций в искусство, осуществляемых профессиональными менеджерами, составила 226%, в то время как индекс S&P500 за тот же период вырос на 64%.

Почти весь рост доходности инвестиций в искусство пришелся на период с 2006 по 2011 год, причем основными драйверами роста стали Индия и Китай.

Согласно исследованию компании Deloitte, интерес профессиональных менеджеров к инвестициям в искусство резко упал.

Об инвестициях в искусство

В 2013 году 30% управляющих рекомендовали такие инвестиции своим клиентам. Однако в 2014 году их доля снизилась до 20%, а в 2015 году – до 10%.

С другой стороны, анализ причин этого явления выходил за рамки исследования, и ситуация далеко не ясна.

Уже отмечалось, что искусство может сыграть роль эффективного убежища в случае кризиса в экономике.

В случае пессимистических прогнозов, сформулированных опытными инвесторами-тяжеловесами, традиционные активы могут стать убыточными, и это опять вызовет рост интереса к искусству.

В то же время пессимисты выдвигают свои аргументы, среди которых на первый план выходит китайский фактор.

В настоящее время на китайских покупателей приходится 40% всех аукционных продаж. Доля покупателей из США значительно ниже – 25%.

Последние два года только ленивый не говорил о грядущей «жесткой посадке» китайской экономики. Очевидно, что это окажет негативное влияние на рынок искусства.

Об инвестициях в отечественное искусство

Инвестиции в отечественное искусство являются темой отдельного разговора.

В 2012 году российский арт-рынок так и не смог восстановиться до уровня продаж 2007 года, когда он достиг своего пика, снова впал в рецессию, которая переросла в резкий спад в 2014 году.

При расчете индекса ARTIMX-Rus учитываются продажи как в России, так и за рубежом.

Поэтому было бы неправильно рассматривать снижение интереса коллекционеров и инвесторов исключительно как результат экономических факторов.

Более того, в России, несмотря на сильную девальвацию рубля, продажи автомобилей класса люкс не падают, а растут. Так что в российских «верхах» по-прежнему циркулирует много денег.

Основными покупателями русского искусства на крупнейших мировых аукционах являются либо граждане России, либо люди, имеющие какое-то отношение к России, например, эмигранты или их потомки.

Среди них много успешных бизнесменов. Так о чем же идет речь?

Экономический кризис можно наблюдать только в России, да и то он затрагивает не все социальные группы, но продажи русского искусства падают повсеместно.

Скорее всего, это связано с какими-то глубинными процессами, и мы имеем дело с серьезным кризисом русского этноса, который стремительно вытесняется на задворки цивилизации.

Уровень образования падает, а моральная деградация углубляется.

Да, русское искусство дешевеет, но будет ли оно дорожать в ближайшем будущем? Экономические законы вряд ли помогут ответить на этот вопрос. Это скорее философский вопрос.

Если у вас есть свое мнение на этот счет, смело пишите в комментариях.

Ловушки инвестирования в искусство и арт-банкинг

Однако если вы решили инвестировать в рынок искусства, взвесив все за и против, неизбежно встанет вопрос о подлинности. Это связано с распространенностью высококачественных подделок.

Иногда даже экспертам трудно распознать подлинность картины или скульптуры, не говоря уже об инвесторе, который, как правило, имеет весьма поверхностные знания в этой области.

Лучший способ избежать покупки подделки — не оказываться в ситуации, когда это возможно. Для этого необходимо соблюдать несколько простых правил:

  1. Не покупайте произведения искусства через Интернет.
  2. Проверьте подлинность экспертизы.
  3. Учтите, что не каждый эксперт пользуется уважением среди экспертов.
  4. Привлекайте к сделке квалифицированного посредника.
  5. Не доверяйте легендам о трудовой предыстории, которые не могут быть подтверждены.

Однако проблема подделок для коллекционеров возникает чаще, чем для «чистых» инвесторов.

Проблема в том, что подделки создают известные мастера, а инвесторы склонны покупать новые имена в надежде, что однажды они станут престижными.

Экспертиза и консультации

Инвестиции в крупные имена не имеют особого смысла: это может быть покупка ценового пика, который не будет превзойден еще долгое время.

Еще один вид инвестиций в искусство становится все более популярным: арт-банкинг.

Впервые в России об этой тенденции официально заявил Газпромбанк. Кстати, ему принадлежит единственная в России корпоративная коллекция современного русского искусства.

Арт-банкинг — это комплекс мероприятий и услуг, направленных на развитие и популяризацию искусства, повышение культуры инвестирования и расширение круга покровителей бизнеса.

Газпромбанк предлагает своим клиентам консультационные и посреднические услуги по инвестированию в искусство, организации выставок и реализации спонсорских проектов.

Руководство банка полагает, что раз среди его клиентов есть любители искусства, то почему бы не помочь и им?

Профессиональные услуги стоят дорого, но они того стоят.

Обращаясь к посредникам, готовым взять на себя роль консультанта и гаранта, инвестор значительно снижает риски, связанные как со сложностью осознанного выбора, так и с мошенничеством.

Помимо Газпромбанка, такие услуги предоставляют и некоторые другие крупные банки, например, Промсвязьбанк и ряд фирм, специализирующихся на управлении семейным капиталом.

Вполне возможно, что именно усилия квалифицированных игроков смогут вывести российский рынок инвестиций в искусство из кризиса, в котором он находится.

Это на сегодня все.

Делитесь информацией в соцсетях, комментируйте, ставьте оценки. Подпишитесь на обновления.

Всем хорошей прибыли!

Оценка материала
Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (Оценок: 1, среднее: 5,00 из 5)
Комментарии к статье: 3
    Наталья
    23 августа 2021 в 15:10

    Слово «искусство» несомненно добавляет особой ценности к понятию «инвестиции». Спасибо за новую полезную статью.

    Ответить
    Миша
    24 августа 2021 в 19:49

    Скорее это не искусство а дар или фортуна. Я сколько не инвестировал в какие проекты, мало что получил в результате. Хорошо хоть свои не потерял.

    Ответить
    Елена
    28 августа 2021 в 15:03

    Инвестиции в современное искусство — весьма интересная тема! Спасибо за такой содержательный пост!

    Ответить
Добавить комментарий
:grinning: :grining-smiling: :tears-of-joy: :smile-open-mouth: :tall-eyes-open-mouth: :cold-sweat: :scrunched-closed-eyes: :halo: :winking: :rosy-cheeks: :slightly-smiling: :tongue: :relieved: :heart-eyes: :sunglasses:
* Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на рассылку, обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.